Процесс автоматизации российских страховых компаний стал развиваться по сценарию, которого IT-компании никак не ожидали. Точнее, развитие стало превращаться в застой. Сами страховщики продолжают прогнозировать спрос на информационные системы, но весьма пессимистично смотрят на рост собственных IT-бюджетов. Чтобы понять, какова сегодня ситуация с автоматизацией страхования и чего можно ожидать в ближайшие год-два, журнал "Русский полис" в мае 2004 г. опросил 50 специалистов страховых компаний, курирующих вопросы информатизации.
Учитывая, что опрос проходил всего неделю, как раз ту самую, когда компании сдавали отчеты в Российский союз автостраховщиков, 50 присланных анкет говорят о высокой активности IT-служб страховщиков.
Среди респондентов 82% имеют высшее техническое образование, из них 46% - со специализацией АСУ. По географическому принципу подавляющее большинство респондентов были из Москвы (94%), один эксперт (2%) - из Санкт-Петербурга. Оставшиеся 6% пришлись на другие города России.
Основной фокус-группой опроса выступали руководители подразделений информационных технологий, что подтверждается структурой респондентов по должностному статусу (76% приходится на руководителей IT-подразделений). Остальные респонденты - руководители верхнего звена (16%), из них один - руководитель компании. Большинство специалистов обладают совокупным опытом работы в страховании свыше 5 лет (62%), поэтому могут вполне объективно оценить состояние и перспективы развития автоматизации страхования.
Спрос при отсутствии денег
Предлагаемые сегодня решения по автоматизации страхования практически не удовлетворяют требованиям страховщиков – такого мнения придерживаются 36% опрошенных "Русским полисом" страховых компаний. Большинство респондентов (60%) считают, что IT-решения лишь частично удовлетворяют требованиям страховщиков. При этом полного удовлетворения от предлагаемых сегодня решений не испытывает ни одна из 50 опрошенных страховых компаний.
Впрочем, спрос со стороны страховщиков на IT-решения в ближайший год значительно или не очень, но будет расти - это отмечают совокупно 88% респондентов. Наибольшим спросом у страховщиков в ближайшие год-два будут пользоваться системы автоматизации документооборота, бухгалтерской отчетности (74% респондентов). На втором месте стоят системы управления отношениями с клиентами (CRM) – их отметили 38% опрошенных. Контакт- или call-центры оказались на третьем месте – на них сделали ставку 30% респондентов. Далее идут решения в области хранения данных - 20% респондентов, системы, позволяющие осуществлять стратегическое планирование (18%), и решения в области защиты информации (12%). Среди других решений, на которые в ближайшие год-два будет повышенный спрос, страховщики назвали системы интеграции данных филиалов.
При этом большинство респондентов (60%) в ближайший год ожидает незначительного роста IT-бюджетов страховых организаций. По мнению 24% опрошенных страховщиков, бюджеты, выделяемые на информационные технологии, в ближайший год вырастут значительно, а 14% респондентов считают, что бюджеты существенно не изменятся.
Лебедь, рак и щука
Среди факторов, препятствующих автоматизации российских страховщиков, первые два места занимают ограниченность IT-бюджетов (64%) и отсутствие готовых решений для страховых компаний (60%).
42% респондентов считают, что автоматизации российских страховщиков препятствует отсутствие успешного опыта внедрения IT-систем на страховом рынке, 30% респондентов указывают на непонимание специфики страхового рынка поставщиками IT-услуг.
Остро стоит вопрос с кадрами - отсутствие квалифицированных IT-специалистов в страховых компаниях как препятствие автоматизации отметили 20% респондентов. А 16% опрошенных страховщиков в качестве причины, тормозящей автоматизацию, указали недостаток информации о результатах внедрения IT-систем в других страховых компаниях. В равной степени препятствиями считаются недостаток информации об имеющихся IT-решениях и возможностях автоматизации для страхового рынка, отсутствие понимания необходимости автоматизации у руководства и отсутствие автоматизации в стратегических планах развития (по 14%). Среди других препятствий респонденты называли высокие временные затраты при переходе на новую систему и ее адаптацию, общее несовершенство IT-технологий и постоянно меняющееся законодательство и требования к формам отчетности.
В числе движущих внешних факторов автоматизации страховщиков первое место, как и ожидалось, занимает обязательное страхование автогражданской ответственности. На втором месте – общий рост числа страхователей (62%), затем обычные требования времени, связанные с развитием IT (52%), и рост конкуренции на страховом рынке (48%). Другие названные факторы - повышение спроса на качественно новые продукты, изменения в законодательстве и необходимость ведения персонифицированного учета.
Главным внутренним фактором, движущим автоматизацию страховщиков, считается необходимость получения оперативной информации для принятия управленческих решений (84% респондентов). Далее идут рост числа клиентов и объемов информации (74%) и повышение эффективности бизнеса (64%), что неразрывно связано с выходом страховщиков на массовые виды страхования, в том числе - на рынок обязательной "автогражданки".
Повышение качества обслуживания клиентов как внутренний движущий фактор отметили только 42% респондентов. Однако, по данным социологических исследований, именно недовольство качеством обслуживания выступало наиболее распространенной причиной ухода клиентов к компаниям-конкурентам! Повышение прозрачности компании указали 16% опрошенных, стремление не отставать от конкурентов – 14%.
Совокупно 74% респондентов считают автоматизацию приоритетной задачей развития страховой компании, что свидетельствует о потенциальном спросе на информационные технологии. Не рассматривают автоматизацию в качестве приоритетной задачи развития совокупно лишь 20% опрошенных страховщиков.
Кого знают страховщики
В исследовании мы попытались сделать срез по IT-компаниям, чьими решениями уже пользовались и пользуются в настоящее время страховщики. В анкету был также включен вопрос о том, какие IT-компании вызывают наибольшее доверие у страховщиков. Ответить даже на первый вопрос, не требующий оценки самого продукта, а лишь указания на его принадлежность конкретной компании, согласились далеко не все участвовавшие в опросе страховщики. Поэтому рэнкинг IT-компаний, решениями которых пользуются страховщики, составлен по ответам экспертов 42 компаний.
Наиболее распространенными оказались продукты 1С (в том числе "Континент-Страхование", "Франчайзи "Ю-Софт"", "Зарплаты и кадры") – их указали 44% респондентов. Вполне закономерный результат - ведь по форме 1С сдается отчетность. Второе место (20% респондентов) заняла Корпорация "Парус", третье - ИНЭК (12%). 10% опрошенных страховщиков отметили, что они пользуются преимущественно собственными разработками. Популярность Корпорации "Парус" и ИНЭКа во многом определяется, видимо, еще и тем, что они в числе первых вышли на страховой рынок. 8% респондентов указали "Диасофт", Oracle, ОСТ.
На просьбу назвать IT-компании, заслуживающие наибольшего доверия страховщиков, не ответили 48% компаний. Поэтому рэнкинг "доверия" строится по ответам 26 экспертов. Наибольшим доверием у страховщиков, принявших участие в опросе, пользуются компании 1С, "Диасофт" (10% общего числа респондентов). Далее идут IBS, ИНЭК, TOPs Bi (8%). На третьем месте находятся "Инфосистемы Джет", Microsoft, Oracle, ОСТ, "Парус", TopSFinSystems.
Как автоматизироваться дальше
Каковы же сегодня главные проблемы с автоматизацией страхования? Сами страховщики указывают на то, что значительного роста IT-бюджетов в ближайшее время не предвидится – это основной фактор, тормозящий автоматизацию. Многие сетуют на отсутствие готовых решений и успешных опытов внедрения IT-систем на страховом рынке. При том, что достаточно много респондентов обозначили проблему нехватки квалифицированных кадров, способных двигать автоматизацию в страховой компании, возникает вопрос, насколько качественными являются собственные разработки страховщиков (а ими пользуется достаточное количество компаний). По мнению страховщиков, IT-компаниям следует лучше разбираться в специфике страхового рынка. Впрочем, здесь возникает встречный риторический вопрос – стоит ли IT-компаниям вникать в тонкости страхового бизнеса при таком вялом спросе и фактическом отсутствии перспективы серьезного пересмотра бюджетов на автоматизацию? А может быть, страховщики просто не готовы к такому наплыву предложений со стороны IT-компаний?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Допускалось несколько вариантов ответов |
Опрос проведен службой мониторинга журнала "Русский полис": Елена Орлова, Наталия Яшина
Опубликовано в "Русском полисе" № 6(51), июнь 2004